Художественная мастерская
ЛЮДМИЛЫ ВАНЕВОЙ

Меню сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Кресты с эмалями Людмилы Ваневой

Кресты с эмалями Людмилы Ваневой

Явление художественных эмалей возникло еще на заре цивилизации. Необычайная прочность и крепость, яркие, насыщенные краски во все времена вызывали восхищение зрителей. Изделия с эмалями носили как светский, так и культовый характер. В Древнем Египте ювелирные изделия из золота и амулеты украшались эмалями. В Западной Европе эмали, поначалу используемые исключительно в декоре алтарей, впоследствии распространились и на другие предметы, появилось несколько эмальерных школ. В Византии техника эмали применялась на золоте в 10-12 вв. Декорировались различные предметы, как религиозного так и иного назначения. На территории России в Приднепровье уже в 3-5 вв. существовали фибулы и браслеты, выполненные с использованием выемчатой эмали. В эпоху Киевской Руси известны перегородчатые эмали, в дальнейшем получила свое развитие эмаль по скани, в 18 в. в Сольвычегодске – «усольская» эмаль, а в Ростове Великом - ростовская финифть. Эмали на крестах во все времена представляли значительную группу.

Вместе с тем лишь в последние десятилетия прошедшего века пристальное внимание в отечественной искусствоведческой литературе стало уделяться литью, в частности, медному литью, а в связи с этим и художественным эмалям. Появились многочисленные статьи, сборники, альбомы, каталоги выставок по данной теме.[1] Более того, лишь в 90-е гг., в связи со сменой идеологии, стали возможны исследования музейных коллекций по культовой пластике.

В данной статье речь пойдет о крестах с эмалями Людмилы Ваневой – явлении самобытном, но, безусловно, ярком и творческом. Людмила Михайловна Ванева,  искусствовед (в настоящее время живущий в г. Череповец), имеет богатый опыт теоретических исследований в области культовой пластики. В 80-е гг. ею была защищена дипломная работа «Художественные эмали Русского Севера» в институте им. И. Е. Репина Академии Художеств. В это же время она впервые обратилась на практике к технике горячей эмали. Рассматриваемые кресты относятся к периоду 80-х-90-х гг. По назначению они представляют наперсные и нательные кресты. Выбор данного вида культовой пластики не случаен. Напряженный внутренний религиозно-философский поиск свойственен автору. Ее творчество постоянно претерпевает временную эволюцию в процессе духовного роста. Ранние ее произведения существенно отличаются от выполненных в более позднее время. Следует особо отметить, насколько неординарным и даже опасным было подобное увлечение культовой пластикой в атеистическую советскую эпоху.

Автор поэтизирует технику эмали. Она говорит: «Работа с эмалью – это общение с вечностью. Металлическая пластина и порошок цветного стекла, работа художника со стихией огня, рождение нового живого организма необыкновенной тверди, способной отражать из глубины своей лучи света, не меркнуть через века, как не меркнут византийские, русские и европейские эмали давних столетий. Сознание секундной и вместе с тем вечной силы призывает художника к большой ответственности за свое детище, так как оно, рожденное сейчас, на много столетий переживает создателя».[2] В течение многих лет Л. М. Ванева ездила на международные симпозиумы по эмали в Ростов Великий.

Людмила Михайловна в своем творчестве обращается далеко не только к кресту. В ее собрании есть и декоративные композиции в технике перегородчатой и расписной эмали на самые различные темы. Свою серию культовых вещей объясняет следующим образом: «Христианская тема с самого начала озаряла мой внутренний мир и творчество… Мною создано большое количество крестов-тельников в русской православной традиции. ...я брала на себя смелость творчески интерпретировать и стилизовать форму (крестов). Мотивацией к такому решению послужило желание глубже проникать в образ, исследовать его и выйти за границы обычного виденья, - если образа суть постигаешь, то сам смысл тебя просвещает».

Художник прибегает, в основном, к форме четырехконечного креста, варьируя окончания, величину вертикальной и горизонтальной его ветвей, а также средокрестий. Хотя следует отметить, что предпочтение она отдает кресту «латинских» пропорций, когда вертикальная балка больше горизонтальной, но использует и форму квадрифолия (илл. 17, 19, 20). По величине они составляют от 10х7 см. до 4х2 см. Кресты, исполненные Людмилой Ваневой, можно разделить по форме на несколько типологических групп:

1)    Кресты с прямоугольными окончаниями (илл. 1-6),

2)    Кресты с трехлопастными окончаниями (илл. 7-10, 12),

3)    Кресты с овальными и круглыми завершениями (илл. 11, 13-20).

В своих произведениях автор не следует традиционной иконографии, а предпочитает творческое решение. Хотя некоторые ее произведения по характеру изображений и стилистике похожи на многочисленные тиражные меднолитые кресты с эмалями 18-19 вв., распространенные на территории России[3]. Например, приближен к традициям крест четырехконечный, с трехлопастными окончаниями, с «процветшим» средокрестием, с крестом в центре и цветами на окончаниях ветвей креста (илл. 12).

Сама Л. Ванева говорит: «Я не копировала известные образцы, а, варьируя форму креста, сохраняла в своей интерпретации их декоративную символику. Крест, лунницы, солнце, образы триединства украшали форму, излучаясь от центра, либо направляясь к нему. В центральной части креста всегда находится главный символ - то ли это непосредственно крест классической  формы, то ли камень, символизирующий божественное первоначало.  По всем четырем направлениям также расположены «камни», либо орнаментальные элементы…Это не были один к одному копии культовых предметов, хотя я много изучала их в музейных коллекциях и хранилищах), в основном меня интересовали необъятные возможности орнаментирования. В связи с этим, я старалась найти в относительной простоте духовную силу в форме и орнаменте».

Таким образом, художник свободно интерпретирует иконографические изображения, не выходя из православной традиции – на одном кресте появляется тюльпан (илл. 8), в средокрестии других – свободно трактуемый цветок (илл. 2, 4, 13). Когда дело касается растительных элементов (хотя символика растений в христианском искусстве далеко не случайна), с подобной интерпретацией можно согласиться. Несколько спорно изображение полумесяца в подножии крестов (илл. 5, 8), используемого в значении евхаристической чаши, чаще встречающееся у надглавных крестов. Зато, на мой взгляд, эффектно и удачно изображения дополняются цветными стеклами. Следует также добавить, что данные кресты освящались православной церковью, неоднократно использовались по своему функциональному культовому назначению, а один экземпляр носился священником в качестве наперсного креста в Череповецком приходе.

По иконографии кресты можно разделить на несколько типологических групп:

1)    Чистая форма креста без изображений (илл. 11, 15, 18),

2)    Крест с геометрическими изображениями (илл. 1, 3, 5, 6, 14, 17, 20),

3)    Крест с геометрическими и растительными изображениями (илл. 2, 4, 7-10, 12, 13, 16, 19).

В творческой практике Л. М. Ваневой были и кресты с изображением Спасителя, но иллюстративно они в данной статье не представлены. Необходимо отметить роль цвета в образах крестов. Автор предпочитает контрастные оттенки - сочетания голубого и желтого (илл. 10, 12), красного и зеленого (илл. 1, 4, 5, 7, 19), красного и синего (илл. 3, 6, 10). В данном случае при выборе колорита она также экспериментирует, руководствуясь эстетическими ощущениями.

Кресты Людмилы Ваневой неоднократно экспонировались на различных художественных выставках в 1994-1996 гг. - на персональной выставке художественной эмали в Череповецком музейном объединении, на Всероссийских Выставках творческого движения «Душа России» в Череповце, Архангельске, Мурманске, в культурном центре г. Иматра (Финляндия), в выставочном зале г. Нижний Новгород, а также на Всероссийской Выставке СПбСХ, посвященной «Международным играм Доброй воли».

На прошедшей в ЦВЗ «Манеж» в конце августа, начале сентября 2010 г. выставке Петровской Академии наук и искусств также были представлены несколько произведений Л. М. Ваневой, выполненных в настоящее время. В данном случае несколько крестов с эмалями были врезаны в деревянные доски с изображением, в одном случае, Спасителя, а в другом - Святителя Николая Чудотворца (илл. 21, 22). Лики были написаны в технике акварели, фон дерева вокруг них был также тонирован акварелью. Данные композиции вызывали ассоциации с фаюмскими портретами, а, в целом, представляли собой творческую интерпретацию на религиозную тему, неожиданный синтез различных материалов и техник.

Православный крест - сложный, закрепленный каноном и догматами, культовый символ, поэтому обращение к нему, как к предмету творчества, всегда большая смелость. Кресты с эмалями Людмилы Ваневой представляют собой явление неординарное, они обладают большой эмоциональностью, сильной энергетикой, цветовой насыщенностью, несут в себе значительную долю души и любви, и тем самым вызывают неизменный интерес у самого широкого круга зрителей.

Антипина Д. О.

Живописец, канд. искусствоведения,

член СХ России, член ПАНИ,

член Дома ученых РАН им. М. Горького




[1] Например, Гнутова С. В; Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. – М.: Интербук – бизнес, 2000. – 134 с.,

Винокурова Э. П. Литая медная пластика конца XVII - нач. XX века. Введение в типологию. // Древнерусская скульптура. Вып 2.Часть I. - М.: Изд. НИИ РАХ, 1993. – С. 188-216., Русское медное литье. Вып. I. - М.: Сол Систем, 1993. – 192 с., Русское медное литье. Вып. II. - М.: Сол Систем, 1993. – 200 с.

 и др.

[2] Автор статьи благодарит М. Д. Изотову за любезно предоставленную рукопись и фотоматериалы.

[3] Например, Жизневский А. К. Описание Тверского музея. // Труды ИМАО, т. !0. – М., 1885. – С. 125, №231, или Тютюгина Н. В. Серебряные кресты в собрании Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. // Ставрографический сборник. Книга 2. – М.: Древлехранилище, 2003. – С. 297. и др.

Категория: Мои статьи | Добавил: дордже (29.06.2011)
Просмотров: 2307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Форма входа
Мой аквариум

Новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 статистика