Кресты
с эмалями Людмилы Ваневой
Явление художественных
эмалей возникло еще на заре цивилизации. Необычайная прочность и крепость,
яркие, насыщенные краски во все времена вызывали восхищение зрителей. Изделия с
эмалями носили как светский, так и культовый характер. В Древнем Египте ювелирные
изделия из золота и амулеты украшались эмалями. В Западной Европе эмали, поначалу
используемые исключительно в декоре алтарей, впоследствии распространились и на
другие предметы, появилось несколько эмальерных школ. В Византии техника эмали применялась
на золоте в 10-12 вв. Декорировались различные предметы, как религиозного так и
иного назначения. На территории России в Приднепровье уже в 3-5 вв. существовали
фибулы и браслеты, выполненные с использованием выемчатой эмали. В эпоху
Киевской Руси известны перегородчатые эмали, в дальнейшем получила свое
развитие эмаль по скани, в 18 в. в Сольвычегодске – «усольская» эмаль, а в
Ростове Великом - ростовская финифть. Эмали на крестах во все времена
представляли значительную группу.
Вместе с тем лишь в последние
десятилетия прошедшего века пристальное внимание в отечественной искусствоведческой
литературе стало уделяться литью, в частности, медному литью, а в связи с этим
и художественным эмалям. Появились многочисленные статьи, сборники, альбомы, каталоги
выставок по данной теме.
Более того, лишь в 90-е гг., в связи со сменой идеологии, стали возможны исследования
музейных коллекций по культовой пластике.
В данной статье речь
пойдет о крестах с эмалями Людмилы Ваневой – явлении самобытном, но,
безусловно, ярком и творческом. Людмила Михайловна Ванева, искусствовед
(в настоящее время живущий в г. Череповец), имеет богатый опыт теоретических исследований
в области культовой пластики. В 80-е гг. ею была защищена дипломная работа «Художественные
эмали Русского Севера» в институте им. И. Е. Репина Академии Художеств. В это
же время она впервые обратилась на практике к технике горячей эмали. Рассматриваемые
кресты относятся к периоду 80-х-90-х гг. По назначению они представляют
наперсные и нательные кресты. Выбор данного вида культовой пластики не случаен.
Напряженный внутренний религиозно-философский поиск свойственен автору. Ее
творчество постоянно претерпевает временную эволюцию в процессе духовного
роста. Ранние ее произведения существенно отличаются от выполненных в более
позднее время. Следует особо отметить, насколько неординарным и даже опасным
было подобное увлечение культовой пластикой в атеистическую советскую эпоху.
Автор поэтизирует
технику эмали. Она говорит: «Работа с эмалью
– это общение с вечностью. Металлическая пластина и порошок цветного стекла,
работа художника со стихией огня, рождение нового живого организма необыкновенной
тверди, способной отражать из глубины своей лучи света, не меркнуть через века,
как не меркнут византийские, русские и европейские эмали давних столетий.
Сознание секундной и вместе с тем вечной силы призывает художника к большой
ответственности за свое детище, так как оно, рожденное сейчас, на много
столетий переживает создателя».
В течение многих лет Л. М. Ванева ездила на международные
симпозиумы по эмали в Ростов Великий.
Людмила Михайловна в
своем творчестве обращается далеко не только к кресту. В ее собрании есть и
декоративные композиции в технике перегородчатой и расписной эмали на самые различные темы.
Свою серию культовых вещей объясняет следующим образом: «Христианская тема с самого начала озаряла мой внутренний
мир и творчество… Мною создано большое
количество крестов-тельников в русской православной традиции. ...я брала на
себя смелость творчески интерпретировать и стилизовать форму (крестов).
Мотивацией к такому решению послужило желание глубже проникать в образ,
исследовать его и выйти за границы обычного виденья, - если образа суть
постигаешь, то сам смысл тебя просвещает».
Художник
прибегает, в основном, к форме четырехконечного креста, варьируя окончания,
величину вертикальной и горизонтальной его ветвей, а также средокрестий. Хотя
следует отметить, что предпочтение она отдает кресту «латинских» пропорций,
когда вертикальная балка больше горизонтальной, но использует и форму
квадрифолия (илл. 17, 19, 20). По величине они составляют от 10х7 см. до 4х2
см. Кресты, исполненные Людмилой Ваневой, можно разделить по форме на несколько
типологических групп:
1) Кресты с прямоугольными окончаниями (илл. 1-6),
2) Кресты
с трехлопастными окончаниями (илл. 7-10, 12),
3) Кресты
с овальными и круглыми завершениями (илл. 11, 13-20).
В своих
произведениях автор не следует традиционной иконографии, а предпочитает
творческое решение. Хотя некоторые ее произведения по характеру изображений и
стилистике похожи на многочисленные тиражные меднолитые кресты с эмалями 18-19
вв., распространенные на территории России. Например, приближен к
традициям крест четырехконечный, с трехлопастными окончаниями, с «процветшим»
средокрестием, с крестом в центре и цветами на окончаниях ветвей креста (илл. 12).
Сама Л.
Ванева говорит: «Я не копировала известные образцы, а, варьируя форму креста,
сохраняла в своей интерпретации их декоративную символику. Крест, лунницы,
солнце, образы триединства украшали форму, излучаясь от центра, либо
направляясь к нему. В центральной части креста всегда находится главный символ -
то ли это непосредственно крест классической
формы, то ли камень, символизирующий божественное первоначало. По всем четырем направлениям также
расположены «камни», либо орнаментальные элементы…Это не были один к одному
копии культовых предметов, хотя я много изучала их в музейных коллекциях и
хранилищах), в основном меня интересовали необъятные возможности орнаментирования.
В связи с этим, я старалась найти в относительной простоте духовную силу в
форме и орнаменте».
Таким
образом, художник свободно интерпретирует иконографические изображения, не
выходя из православной традиции – на одном кресте появляется тюльпан (илл. 8),
в средокрестии других – свободно трактуемый цветок (илл. 2, 4, 13). Когда дело
касается растительных элементов (хотя символика растений в христианском
искусстве далеко не случайна), с подобной интерпретацией можно согласиться. Несколько
спорно изображение полумесяца в подножии крестов (илл. 5, 8), используемого в
значении евхаристической чаши, чаще встречающееся у надглавных крестов. Зато,
на мой взгляд, эффектно и удачно изображения дополняются
цветными стеклами. Следует также добавить, что данные кресты освящались
православной церковью, неоднократно использовались по своему функциональному
культовому назначению, а один экземпляр носился священником в качестве
наперсного креста в Череповецком приходе.
По иконографии кресты можно
разделить на несколько типологических групп:
1) Чистая
форма креста без изображений (илл. 11, 15, 18),
2) Крест
с геометрическими изображениями (илл. 1, 3, 5, 6, 14, 17, 20),
3) Крест
с геометрическими и растительными изображениями (илл. 2, 4, 7-10, 12, 13, 16,
19).
В творческой практике
Л. М. Ваневой были и кресты с изображением Спасителя, но иллюстративно они в
данной статье не представлены. Необходимо отметить роль цвета в образах
крестов. Автор предпочитает контрастные оттенки - сочетания голубого и желтого
(илл. 10, 12), красного и зеленого (илл. 1, 4, 5, 7, 19), красного и синего
(илл. 3, 6, 10). В данном случае при выборе колорита она также
экспериментирует, руководствуясь эстетическими ощущениями.
Кресты Людмилы Ваневой
неоднократно экспонировались на различных художественных выставках в 1994-1996
гг. - на персональной выставке художественной эмали в Череповецком
музейном объединении, на Всероссийских Выставках творческого движения «Душа России»
в Череповце, Архангельске, Мурманске, в культурном центре г. Иматра (Финляндия),
в выставочном зале г. Нижний Новгород, а также на Всероссийской Выставке СПбСХ,
посвященной «Международным играм Доброй воли».
На
прошедшей в ЦВЗ «Манеж» в конце августа, начале сентября 2010 г. выставке
Петровской Академии наук и искусств также были представлены несколько
произведений Л. М. Ваневой, выполненных в настоящее время. В данном случае
несколько крестов с эмалями были врезаны в деревянные доски с изображением, в
одном случае, Спасителя, а в другом - Святителя Николая Чудотворца (илл. 21,
22). Лики были написаны в технике акварели, фон дерева вокруг них был также
тонирован акварелью. Данные композиции вызывали ассоциации с фаюмскими
портретами, а, в целом, представляли собой творческую интерпретацию на
религиозную тему, неожиданный синтез различных материалов и техник.
Православный крест - сложный,
закрепленный каноном и догматами, культовый символ, поэтому обращение к нему, как
к предмету творчества, всегда большая смелость. Кресты с эмалями Людмилы
Ваневой представляют собой явление неординарное, они обладают большой эмоциональностью,
сильной энергетикой, цветовой насыщенностью, несут в себе значительную долю души
и любви, и тем самым вызывают неизменный интерес у самого широкого круга зрителей.
Антипина Д. О.
Живописец, канд.
искусствоведения,
член СХ России,
член ПАНИ,
член Дома ученых
РАН им. М. Горького
Винокурова Э. П.
Литая медная пластика конца XVII - нач. XX века. Введение в типологию. // Древнерусская
скульптура. Вып 2.Часть I. - М.: Изд.
НИИ РАХ, 1993. – С. 188-216., Русское медное литье. Вып. I. - М.: Сол Систем, 1993. – 192 с., Русское медное
литье. Вып. II. - М.: Сол Систем, 1993. – 200
с.
Например, Жизневский А. К. Описание Тверского
музея. // Труды ИМАО, т. !0. – М., 1885. – С. 125, №231, или Тютюгина Н. В.
Серебряные кресты в собрании Башкирского Государственного художественного музея
им. М. В. Нестерова. // Ставрографический сборник. Книга 2. – М.: Древлехранилище,
2003. – С. 297. и др.
|