Возникает вопрос о целостности культуры уходящего века, о ее центральной оси,точнее о центрах тяготения тех смыслов, которые в этой культуре культивируются. Образно говоря, в ХХ столетии нет общих духовных предпосылок, связанных с мета системами религий или глобальных мировоззренческих теорий, которые придали бы эпохе некое единство. Наблюдается лишь бессистемное соприкосновение с мифическими процессами, где в целом искусство не сливается в единый поток миро осмысления. Во все времена, в периоды взлета мировой культуры, искусство было связано с философией. Поэтому столь немаловажный факт, располагающий поразмыслить о процессе качественно нового соединения этих двух ипостасей. Младший современник немецкого философа Ницше и австрийского психолога Фрейда, крупный мыслитель ХХ века Макс Вебер полагал,что в духовном развитии нового времени преобладает тенденция, которую он назвал "разволшебствлением мира" "Тотальные мифы об устройстве мироздания, говорил он, ныне исчерпаны" Человек поверил в силу науки, в разумно закономерное устройство. Однако, многие "двигатели" эпохи мыслили и творили, опираясь на философские системы Ницше, Фрейда, Ибсена, а так же русских мыслителей Толстого, Соловьева, Бердяева. Таким образом, выходили из-за программированного конструктивного мышления. Они осуществляли магнетическую связь с эгрэгором духа. латали вывихнутый век своими созданиями. 30--40 годы являются периодом гибели той русской культуры, которая так или иначе была составной частью общего духовного развития двуединого континента. Непокорные властям, силы культуры истребляются. К 50-м годам дело выглядело так, что все кончено. Но к счастью, нашлась, каким то образом, возможность существовать таким течениям кот. позднее назывались "Другая литература", "Другое Искусство". Появились такие величины, как Булгаков, Мандельштам, Мейерхольд, Малевич, Филонов. Эта культура изнемогала, кровоточила, но существовала. И сохранила таки серебряную нить соединяющую с Великим Духом подлинных общечеловеческих ценностей. Как бы то ни было плеяда основоположников искусства и литературы ХХ века, очевидным образом, была не отделима от плеяды мыслителей, подготовивших и начавших новую эпоху. Художественная культура, в лице многих художников, переживших это магическое состояние "Единства и борьбы противоположностей" сохранила живую связь с тайной ДУХА. Но многие открыватели теряли контакт с этой силой, не понимая того, что есть художник и потихоньку, таская кусочки со стола современной философии не отягощали себя собственным осмыслением предложенного к размышлению предмета. Но не станем столь подробно освещать опусы своих собратьев, нашей задачей является то, чтобы найти концы и связать их прочным узлом, дабы снова наладить ту связь, которая необходима для динамичного движения ВПЕРЕД.
|